Вот и вышла игра, которую ждали еще с 95 года. Id Software, фактически создавшая жанр шутера от первого лица со своим Wolfenstein 3D и затем выпустившая совершенно бессмертную классику - Doom и Doom 2 (в 93 и 95 годах, соответственно), наконец, сдала знаменитый долгострой - третью часть игры. Игры, которая находилась в разработке почти 4 года и бюджет которой, между прочим, оценивается в 15-20 M$. Вполне сравнимо с затратами на голливудский блокбастер и явно больше затрат на блокбастер жизненный. Мда, компьютерные игры окончательно превратились из увлечения энтузиастов в индустрию с ее большими деньгами и волчьими законами. Впрочем, вернемся к Doom 3. Как и положено классике жанра, действие происходит на Марсе и повествует о борьбе добра со злом. Добро представляет одинокий десантник с большой пушкой. Зло - целый выводок мерзких тварей из ада, а также зомби и сумасшедший ученый. Оно сильно, обильно и многолико. И шансов - никаких...

Надо сказать, что, в отличие от предыдущих своих игр, id снабдила Doom 3 сюжетом по полной программе. Больше никаких txt-файлов с кратким введением типа: "Ты десантник, марс захватили демоны, убей их всех". Начинается все с небольшенького вступительного видеоролика a-la "прибытие поезда". А потом следует исчерпывающее знакомство с жизнью марсианской базы - сдайте багаж, зарегистрируйтесь, пройдите медицинский контроль, получите личный компьютер (абсолютно уверен, что в ближайшее время кто-нибудь начнет продавать PDA в стиле Doom) и проследуйте на инструктаж к начальству. В первые 15-20 минут игры даже не дадут подержаться за оружие. Зато можно побеседовать с местными старожилами, узнать, что именно происходит на марсианской базе и чем занимается пресловутая компания UAC (между прочим, нынешний наш работодатель). А заодно освоиться с управлением и спокойно полюбоваться красотами базы в исполнении нового графического движка id. На Марсе все спокойно. Пока.

Впрочем, зловещие планы сумасшедшего ученого реализовываются прямо в этот момент. Удивительные вещи произойдут уже совсем скоро. Оставайтесь с нами, и вы узнаете, почему в последние недели резко возросло число случаев шизофрении и агрессивной паранойи, почему у жителей базы такие страшные морды, куда пропадают добровольцы в лаборатории дельта и, наконец, что именно скрывает чертов разноглазый доктор. В общем, id удалось добиться полного эффекта присутствия - события происходят здесь и сейчас при нашем активном участии. А о подоплеке всей этой истории понемногу узнаешь из подслушанных разговоров, записей в компьютерах персонала, электронной почты и видеодисков. Согласен, напоминает Half-Life. А еще больше - System Shock. И в то же время, совершенно непохоже. В Half-Life приходилось воевать с агрессивной инопланетной фауной. А в Doom врагами выступают ночные кошмары из глубин подсознания. Монстры из Half-Life могли вас убить. Монстры из Doom разорвут ваше тело, сожрут душу, а из костей сделают флейты и будут играть на них победные марши. Весьма нездоровая атмосфера - id очень старалась ее создать, и ей это вполне удалось. Впрочем, сюжет тут сыграл не главную роль: основное в атмосфере Doom - это графика.

Движок Doom 3 рассчитан исключительно на то, чтобы напугать игрока. Во-первых, в игре темно. Это только вначале освещение работает нормально - после локального апокалипсиса база, в основном, погрузится во тьму. Редкие уцелевшие лампочки будут создавать одинокие островки света в залитых кровищей темных коридорах. Но свет нужен только для того, чтобы подчеркнуть окружающую тьму и создать тени. А во тьме и тенях будут прятаться мерзкие твари. Движок отлично использует динамическое освещение и прочие световые эффекты, чтобы подчеркнуть эффект от появления каждого нового монстра - собственно, разработчики специально предупреждают, что для более быстрой работы все эти красивости можно отключить, но тогда пропадет и большая часть атмосферы игры. В общем, Doom 3 - это царство света и тени, особенно тени.

Однако графика призвана не только нас напугать, но и удивить. Действительно, прорисовка деталей просто великолепная. Нельзя сказать, что FarCry совсем отдыхает, но Doom 3 определенно красивее. Все игровые модели тоже выполнены на отлично. Уж не знаю, сколько полигонов в них используется, но выглядит все практически как живое. Каждого персонажа можно узнать в лицо. Мимика при разговоре передается полностью. Двигаются они тоже вполне естественно. Да что там говорить, если внимательно присмотреться к монстрам, то можно увидеть, как они дышат. То же самое касается и марсианской базы - она дышит вокруг нас. Даже когда весь персонал уже погиб или зомбифицировался, механизмы продолжают работать. И какие механизмы - Myst позавидовал бы местной технике. На реакторе базы вообще можно медитировать. И все это работает, крутится и живет своей жизнью независимо от игрока. Сама база тоже спроектирована вполне правдоподобно и цельно. Из окон зачастую можно увидеть места, где мы пробегали в прошлых миссиях, так что отдельные коридоры складываются в цельную картину марсианского комплекса. Кстати, раз уж действие происходит на Марсе, то нам дадут несколько раз выбраться на его поверхность - и, надо сказать, выглядят эти короткие перебежки под открытым небом четвертой планеты вполне убедительно.

Раз уж мы говорим об атмосфере игры, то надо сказать пару слов и о звуке. Звук в игре отличный - все вокруг постоянно скрипит, шепчет, скребется и издает еще массу фоновых звуков, от которых мурашки бегают по коже и указательный палец непроизвольно напрягается на виртуальном спусковом крючке виртуального оружия. Surround система рекомендуется, хотя и в наушниках неплохо. А вот с музыкой все не так хорошо. Нет, плохой ее называть нельзя - обычная фоновая музыка, которую практически не замечаешь в процессе игры. Но, честно говоря, midi-музыка в первых Doom была намного душевнее и выразительнее.

А теперь перейдем от декораций к главным участникам действа - монстрам. Ребята из id явно решили порадовать бывалых думеров и включили в новую серию практически весь старый зверинец. Вы снова встретитесь со своими добрыми знакомыми - зомби, импами, какодемонами, розовыми кусачими тварями и так далее по списку. Присутствуют также archvile (он же волшебник), бароны ада, mancubus (известный как пельмень) и кибердемон (1 штука). Впрочем, узнать старых знакомых тяжело - многополигональность и продвинутые технологии анимации явно пошли им на пользу: монстры еще никогда не выглядели такими живыми и такими отвратительными. А как они двигаются! Бегающий по потолку и стенам имп - зрелище не для слабонервных. В отличие от старых спрайтовых Doom'ов, в новом уже не встретишь толпу монстров. Но то, что они потеряли в количестве, обратилось в выигрыш в качестве. Даже обычный зомби может больно укусить. А если он вдруг появится в темноте, из-за угла и сзади, издавая при этом ужасные стоны, то высота подскока игрока зависит только от крепости его нервов. Что приятно, модели зомби в игре разнообразны, а некоторые даже вооружены. Бывшие техники ходят с ломами, разводными ключами и фонариками. Зомби охранников успешно пользуются табельным оружием, а зомби ремонтников вообще ходят с бензопилами (какой идиот прислал на Марс два ящика бензопил - ведь они тут совершенно бесполезны?). Но зомби хотя бы неторопливо ковыляют, а все остальные монстры бросаются на вас со страшной силой.

Даже обычные импы представляют серьезную опасность - кроме традиционного метания огненных шаров, они теперь умеют прыгать, а на ближней дистанции весьма успешно рвут главного героя когтями. И когда из тьмы за открывшейся дверью вам в лицо летит имп с выпущенными когтями, сразу понимаешь, что такое правильный Survival horror (особенно если учесть, что к двери ведет кровавый след, а с потолка рядом свисает полуобглоданное тело). Остальная живность тоже не может похвастаться хорошими манерами, да к тому же для усиления пугательного эффекта норовит неожиданно появиться откуда-нибудь из темного угла. Кстати, при первой встрече с каждым крупным зверем игра показывает весьма впечатляющий ролик - видно, что разработчики с любовью относятся к своей живности. Отдельно надо отметить боссов - теперь такое понятие появилось и в Doom. Боссов всего 4 - один в аду, один в конце игры (наш любимый кибердемон) и два по ходу игры. Сделаны они, конечно, от души, но все же сама концепция несколько портит впечатление.

Впрочем, человека с шотганом напугать значительно сложнее, чем безоружного. Это отдельные уцелевшие сотрудники UAC нычкуются под лестницами и в вентиляционных шахтах - а мы смело идем по трупам нежити и собираем арсенал для работы с клиентами. Арсенал примерно соответствует классике - пистолет, шотган, многоствольный пулемет с моторчиком, плазмаган, ракетница, BFG и, конечно же, бензопила. Из новых стволов добавились автомат и гранаты. Кроме того, появился специальный сюжетный артефакт под названием Soul Cube, за которым придется спуститься в ад. Он существенно облегчит прохождение последних уровней игры, поскольку не только убивает любую обычную тварь, но и восстанавливает здоровье игрока. Оружие в игре сделано с душой - как и положено, бабахает, щелкает затвором, плюется гильзами и огнем и вообще производит впечатление. А к ракетнице, гранатам и BFG еще прилагаются отличные спецэффекты в виде взрывной волны и врагов, разлетающихся в разные стороны по всем законам точной науки физики. Однако реально основным оружием в Doom был и остается шотган - узкие коридоры и отвратительная манера монстров выскакивать из-за угла просто таки предполагает использование этого могучего инструмента ближнего боя. Если бы не ужасающий разлет дроби и ограниченный магазин (необходимость перезаряжаться в разгар боя вполне может стоить вам релоада), одного шотгана было бы вообще вполне достаточно. Очень не хватает двустволки.

В общем, игра, как и ожидалось, получилась весьма на уровне. Все вышеперечисленные компоненты органично сливаются в геймплей. Игра затягивает и держит в напряжении до самого конца. Она, по большому счету, линейная - уровни сделаны таким образом, что рано или поздно придется пройти по каждому коридору и заглянуть в каждую комнату. Но разработчики так мастерски проводят нас по игре, что этих рельс, по которым катится сюжет, в общем-то, не замечаешь. Опять же, сбор PDA погибших обитателей базы с их записями (и кодами доступа, заменившими в Doom 3 традиционные разноцветные ключи) понемногу раскрывает сюжет и вносит разнообразие в зачистку местности (кстати, в PDA можно найти и коды к запертым оружейным ящикам, обильно раскиданным по уровням). Правда, закрытые пространства и однообразные коридоры со временем все равно начинают утомлять. И тут очень кстати приходится путешествие в ад - декорации и атмосфера полностью меняются. Жаль, что ненадолго - ад занимает всего один (хоть и большой) уровень из 28. Впрочем, возвращаемся мы уже совершенно на другую базу - она сама начинает превращаться в преддверие ада. А момент, когда это превращение происходит прямо у нас на глазах, вообще сказка с точки зрения графики. В общем, игра однозначно рекомендуется к прохождению, несмотря на жестокие системные требования.